Материал из книги «Психологические эффекты в менеджменте и маркетинге. 100+ направлений повышения эффективности в управлении и сбыте».

 

Эффект эмпатии [1]. При просмотре кинофильма мы переживаем эмоции героев, идентифицируясь с ними. Собственно говоря, мы часто идем в кино, на спортивные соревнования или концерты, чтобы пережить какие-то эмоции. Между завсегдатаями массовок и акций политических партий всегда немало тех, кто неосознанно присоединяется к толпе, чтобы пережить те же эмоции, которые переживают участники акций и ораторы. Политики говорят об объединяющих идеях – но это далеко не единственный «цемент» политических партий. Все дело в том, что люди наделены способностью испытывать те же эмоции, что и другой человек. Эта способность называется эмпатией.

Последние открытия в области нейрофизиологии подтверждают, что способность к эмпатии является врожденной. Данный эффект неосознанно проявляется у любого человека, отличается лишь степень эмпатии.

Понимая действие эффектов эмоциональной группы на поведение человека, благодаря эффекту эмпатии хорошие лидеры способны заставить группу переживать необходимые эмоции – радость (если вы когда-нибудь общались с людьми просветленными, например, схимонахами – поймете), драйв (комбинация радости и гнева), дозированную долю страха…

Может ли эффект эмпантии использоваться в маркетинге? Конечно. Принцип тот же – нужно заставить человека пережить требуемые эмоции. Например, кинотеатр в супермаркете – очень удачное решение с точки зрения эффекта эмпатии и психологического заражения [2]. Эти эффекты напрямую влияет на поведение. Мы способны не только переживать эмоции других людей, но и неосознанно копируем их поведение. Эффект эмпатии и психологического заражения основан на одном и том же механизме – свойстве мозга «подстраиваться» под других людей. Эта способность крайне важна для успешного развития индивидуума в сообществе себе подобных. Однако эффект эмпатии – значительно глубже, чем эффект психологического заражения. Он позволяет нам «думать сердцем», то есть не просто неосознанно перенимать чувства собеседника, но и как следует понимать их. Как в песне Ю. Атонова «Гляжусь в тебя как в зеркало до головокружения и вижу в нем любовь свою и думаю о ней».

Вне всякого сомнения, современные средства массовой информации и, особенно, Интернет, несут колоссальную ответственность за будущее наших детей. Дети, интенсивно познающие мир, в силу своей природы, подвержены эффектам эмпатии и пихологического заражения [2] гораздо больше, чем взрослые. По сути, дети обучаются вести себя в обществе благодаря этим эффектам [1].

Полезно умение распознавать эффект эмпатии. Для этого нужно вспомнить свое эмоциональное состояние до контакта с человеком или после него. Научившись просто осознавать эффект эмпатии и его воздействие на вас (вспомните, какие чувства вы испытывали в момент контакта с этим человеком), вы сможете управлять своим эмоциональным состоянием и восстанавливать его, если «заразились» унынием или тревогой, испытываете подавленное состояние... С этой точки зрения для руководителя очень полезно развить в себе навык эмпатии.

Но с чего это вдруг о навыке эмпатии мы говорим как об эффекте? Дело в том, что способность к эмпатии заложена природой в каждом человеке. Эффект эмпатии выражается в том, что эмоции собеседников отражаются в мозгу друг друга благодаря действию зеркальных нейронов (психологическое заражение), а благодаря неокортексу мы способны анализировать причины, порождающие данные эмоции. То есть, «подхваченные» эмоции формируют и наши мысли! Объединение эффекта психологического заражения и действие нашей логики в сумме дают эффект эмпатии. Мы способны как бы «прочувствовать» человека изнутри. Про людей, обладающих мощной способностью к эмпатии говорят, что они «видят нас насквозь». Нечто подобное я испытал, когда мне посчастливилось попасть на прием к старцу Власию, схимонаху из Боровского монастыря. Впрочем – лучше один раз увидеть…

 

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Эмоциональный интеллект. Российская практика / Сергей Шабанов, Алена Алешина. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 429 с.
  2. Сила воли. Как развить и укрепить / Келли Макгонигал; пер. с англ. Ксении Чистопольской. – 2-е изд. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 320 с.

 

© Антон Кожемяко.

 

Подробнее ознакомиться с нашими технологиями вы можете, записавшись на онлайн-практикум по построению системы продаж на рынке В2В, по развитию ресурсного мышления через освоение ТРИЗ и онлайн-практикум по развитию коммерческого персонала, работающего на В2В-рынке. Успехов!

 


Комментарии

Читайте также

Показать больше записей