Дневник развития группы ТРИЗ. Как формируются навыки применения ТРИЗ на практике?

Дневник развития компетенций участников курса ТРИЗ. Как формируются навыки применения ТРИЗ на практике?

Нас иногда спрашивают — а как проходят занятия по ТРИЗ? Как формируются навыки применения ТРИЗ на практике? Попробуем вспомнить, как происходит освоение группой теории решения изобретательских задач поэтапно. В этот раз мы записывали, какие вопросы разбирали с группой и где даже немного отклонялись от плана.

 

 

Урок 1.

Итак, первое занятие в новой группе. Участники познакомились с тенденциями в области инноваций, а также с основными положениями ТРИЗ. Разобрались, что такое технологизация управленческого мышления и зачем она нужна современному специалисту. Провели обзор методов. Слушатели отметили, что есть методы интуитивного, системного направленного поиска и системного ненаправленного поиска. Очень обзорно рассмотрели основные блоки ТРИЗ, ввели понятие инструментов первичной обработки задачи, посмотрели, что такое решательный аппарат — пока без подробностей. В голове еще большой сумбур, стал понятно, что ввязались в не совсем простую историю, но азарт к изучению предмета заметен. Группа получила задание определиться с задачами из своей практической деятельности, которые слушатели будут решать при помощи инструментов ТРИЗ в течение всего курса и которые  затем будут вынесены для защиты итогового проекта. Образцы формулировки задачи разобрали на примерах.

 

Урок 2.

Надо сказать, что собственно ТРИЗ начинается только с 4-го урока, на 2-м уроке говорили про методы интуитивного поиска. Да-да, про те самые методы, которые мы хорошо знаем — мозговой штурм, метод контрольных вопросов, «цветок лотоса», метод фокальных объектов, метод SIL, применение 6 шляп Де Боно, фиксация результатов в интеллект-картах и последующий анализ полученной информации.

Учились, играли. С торпедами не боролись (мы разбирали пример на уроке из истории Второй мировой войны), зато как следует проштурмовали задачу одного из участников по увеличению заказов на дорогостоящие корпоративные ролики, которые снимает его команда для крупных компаний. Появилось несколько интересных идей, естественно они сырые (а что вы хотите от так скажем «прямого» мозгового штурма?). Ничего, доберемся до ТРИЗ — дотянем сырые идеи до рабочего проекта, сказали участники. Пока все довольно просто, интерес группы высокий.

 

Урок 3.

Подробно разбирали морфологический анализ и его ограничения в применении. Рассмотрели на примерах, как можно выбирать морфологические оси через уточнение определений изучаемого объекта в комплексе обстоятельств. Разбились на подгруппы, провели практическую отработку метода морфологического анализа Цвикки на учебных задачах. Уточненили морфологические оси через описание объекта в комплексе обстоятельств, чтобы хоть как-то сузить область поиска возможных вариантов.
Затем рассмотрели и отработали метод тотального синтеза П. Беренса на управленческой задаче, и на закуску поговорили о методе Коллера. Чувствуется, как постепенно формируется язык системного мышления! 
Все, игры кончились… Группа подготовлена к освоению ТРИЗ — на следующем уроке стартуем в этом нелегком деле, нас ждет первая часть понятийного аппарата ТРИЗ с практической отработкой формулировок функций, инструмента и изделия, технического противоречия, ГПФ.
Честно говоря, раньше я не столь серьезно относился к языку и его понятийному аппарату, но опыт решения задач заставил меня посмотреть на этот вопрос в высшей степени серьезно.
Без тонкого разделения понятий говорить о ТРИЗ могут лишь дилетанты, но наша задача — готовить качественных решателей.

 

Урок 4.

Сегодня группа постигала ключевые категории ТРИЗ — административное и технические противоречия, инструмент и изделие, составляющие системы — рабочий орган, трансмиссия, орган управления… Особое внимание уделено функциям, их видам, и, конечно, разбирали ГПФ системы — частичное и полное определение.
Задавать понятийный аппарат ТРИЗ в виде лекции — дело пустое, поэтому разбирались на примерах, тренировались на технических и управленческих учебных задачках, учились самостоятельно формулировать простейшие модели, очерченные заданными категориями.
Впереди неделя тестирования материала на своих проектах, на следующем уроке — вторая часть не менее важных категорий. Затем начнем изучение инструментов ТРИЗ.
Так, постепенно, и собирается мощный аппарат ТРИЗ. Понимание не закладывается разом, все слагается по кирпичикам…

 

Урок 5.

Завершили категорийный аппарат ТРИЗ. Рассмотрели закон стремления к идеальности — определение идеальности и эффективности, виды операторов ИКР , построенные на его основе (их насчитывается три). Посмотрели на примерах, как формулируются оперативная зона в технических и управленческих задачах. Разбирались с тем, как в управленческих задачах «поймать» оперативную зону — это совсем непростая задачка, и слушатели в этом убедились. Познакомились с понятием ресурсов и их классификацией, научились прилагать операторы ИКР к ресурсам оперативной зоны, договорились о порядке выхода за ее пределы.

Сегодня у группы была возможность на своих проектах убедиться, как важна последовательная и аккуратная обработка задачи. Это очень важный момент с точки зрения освоения ТРИЗ!
Впереди — анализ по S-образной кривой и причинно-следственный анализ, со следующего урока начинаем разбирать инструменты первичной обработки задачи.

 

Урок 6.

Разбор домашнего задания сегодня затянулся. Оказалось, что определить оперативную зону для задач управления совсем непросто!
Сначала разобрались с этим феноменом, а затем приступили к рассмотрению метода причинно-следственного анализ во всевозможных ипостасях: причинно-следственные связи последовательные и параллельные, прямой и обратный проход по ПСЦ, логика «И» и «ИЛИ», цепочки изнутри-наружу и снаружи-вовнутрь, построение цепочки от целевых НЭ и от набора множественных НЭ. Причинно-следственный анализ в версии ТРИЗ и ТОС, движение от целевых нежелательных эффектов и ПСЦ, которая строится от массива собранных ранее фактов… Попрактиковались, разобрались, что к чему. Стало понятно, почему так важно предварительно обрабатывать задачу до формулирования противоречия. Противоречия очевидны лишь в книгах по ТРИЗ, в жизни все гораздо сложнее…

Особое внимание уделили анализу системы по S-кривой. Нельзя сказать, что этот инструмент в ТРИЗ глубоко проработан, но даже то, что сделано — представляет внушительные возможности для анализа системы. Аудитория явно заинтересовалась феноменом «возврат систем из прошлого» — сколь же наглядно и практично S-кривая описывает диалектическое описание развития по спирали. Из теоретических рассуждений рождается практичный инструмент, применимый в бизнесе! В дальнейшем к этому методу мы еще не раз вернемся…

На следующем уроке двинемся дальше — возьмем еще пару инструментов) И так, постепенно, создаётся «боевая машина» по решению задач» под названием ТРИЗ — индивидуальная ТРИЗ для каждого участника. Да-да, у каждого своя ТРИЗ, это нормально.

 

Урок 7.

В этот раз группа осваивала сравнительный анализ и сопряженную с ним операцию переноса свойств. Тренировались на примерах — снова изобретали лампочку (почти что Эдисоны 🙂 ) и определялись с оптимальным форматом розничной торговли одеждой. Пытались перенести плюсы off-line формата на интернет-магазин. Группа на примере смогла убедиться, сколь интересные получаются наработки, если включать аппарат ТРИЗ в практику решения задач управления! 
Познакомились с приемами разрешения технических противоречий и знаменитой матрицей Альтшуллера — всем, кто решает задачи с помощью ТРИЗ известно, что приемы далеко не панацея, но иногда «выстреливают», поэтому знать их нужно. Проблемы «приемов разрешения противоречий» известны — информационный фон давно не обновлялся, решения не гарантированы. Но знать нужно, способ простой, инога срабатывает. Попробовали на примерах, даже получили интересную идею — увеличение устойчивости вешалки в зависимости от того, сколько одежды на нее нагрузят. 
В общем, на славу поработали. Дома слушатели приложат полученные инструменты к своим проектам. Результаты по традиции будем обсуждать на следующем уроке.

Стоит сказать, что к этому в группе определись лидеры. Всегда кто-то решает задачки регулярно (делает ДЗ), кто-то нет. разрыв в группе между теми и другими к 7-му уроку становится очень заметным.

 

Урок 8.

У слушателей уже сложилось четкое понимание назначения метоов первичной обработки задачи. В этот раз занимались методом анализа потоков. Потренировались на потоках в магазинах, рассмотрели «втречные» противоречивые потоки (например, поток воздуха и требования к потоку покупателей), но самым смелым экспериментом оказалась попытка описания потока информации потребителя интернет-магазина — вот уж задачка месяца на три с несколькими промежуточными ПАСами (проектно-аналитическими сессиями)!
Обсуждали возможности системного оператора и последовательность работы с ним. Полезная штука для бизнеса, кому интересно — может посмотреть, как с помощью СО мы меняли подходы к описанию бизнес-процессов.
И на закуску — оператор РВС. Неплохо помогает в мозговых штурмах! Известно, что оператор РВС, признанный «расшатать» психологическую инерцию активно применялся в АРИЗ-71, потом как-то сошел на «нет». Но штука полезная, иногда хорошо срабатывает, когда при штурме проблемы возникает «затык».

 

 Урок 9.

Добрались до модели физических противоречий на макро- и на микроуровне, рассмотрели приемы разрешения физических противоречий — «классика», а также по рекомендациям Иванова и Хоменко. Последнее редко разбирают в курсах ТРИЗ, но совершенно очевидно, подходы к решению физических противоречий очень важны для ТРИЗ-практика.

Кратко рассмотрели синектику — метод интересен с точки зрения анализа образов, а к 9 уроку у группы уже складывается некоторый опыт применения инструментов ТРИЗ к своим задачам, и здесь неплохо задуматься об анализе образов, столь важных при «метафорических прыжках», полностью обойти которые невозможно, даже решая задачу с применением ТРИЗ. Говоря о синектике, а точнее, о личностной аналогии и разбираясь с решением задач на микро-уровне, как можно пройти мимо метода ММЧ (метода «маленьких человечков»?) Это интересная наработка, красивая. ММЧ не забыли, рассмотрели. И напоследок поговорили о весьма продуктивном приеме, который также часто незаслуженно забывают, но о котором полезно вспоминать, если при обработке задачи возникают трудности — шаг назад от ИКР.
Домашнее задание — отработка полученных знаний в собственных проектах, все по норме. 
10 урок обещает быть напряженным, мы разбираем функциональный анализ и функционально-идеальное свертывание. Непростой метод!

 

Урок 10.

Слушатели постигали важнейший метод из арсенала ТРИЗ — функциональный анализ. Разобрали основу ФА, посмотрели совместное применение ФА и причинно-следственного анализа. Особое внимание — функционально-идеальному свертыванию, где особое внимание уделили правилам свертывания и описанию условий свертывания элементов системы. Рассмотрели подходы к определению элементов системы, которые в первую очередь следует подвергать операции свертывания — применение Бостонской матрицы и расчету тримминг-фактора.
Провели две деловые игры. Освоили начатки метода, главное поняли, как его применять (слово «понял» означает, что человек смог собрать в своей голове такую модель, которую он в состоянии «положить» на свою деятельность). Дома участники пробуют приложить метод к своим задачам. С ФА придется покопаться. Сколь же упрощает освоение методов групповая работа, организованная в аудитории на простых задачках!

 

 Урок 11.

Рассмотрели метод пересекающихся тенденций — интересный инструмент первичной обработки задачи, позволяющий отыскать противоречия не в настоящем, как основная масса методов, а в будущем, спрогнозировать проблемные области, полученные на пересечении трендов.
И, долгожданный момент… на этом уроке происходит системная сборка всего того, что мы разбирали на предыдущих занятиях. Изучали АРИЗы. АРИЗ — это квинтэссенция всего, что разбирается в ТРИЗ по-отдельности. Бронебойное орудие ТРИЗ, самый мощный решательный инструмент! Освоить ядро АРИЗ, понять как работает этот инструмент обязан каждый решатель, который применяет ТРИЗ в своей практике. Для решения задач управления АРИЗ — прекрасно зарекомендовавший себя инструмент!
На 12-ом уроке разбору домашнего задания посвятим чуть больше времени — посмотрим, как участникам удалось приложить АРИЗ к решению противоречий, сформированных в их проектах.

 

Урок 12.

Крайний 12 урок курса посвящен законам развития систем и способам применения на практике знаний выделенных в ТРИЗ закономерностей. Отдельно рассмотрели линии развития систем и разобрались, как строить деревья эволюции — на примерах и практических задачках посмотрели, что такое идеальное и реальное дерево, как прочерчиваются линии 2-го порядка и прочие тонкости прогнозирования с помощью линий развития систем.
Даже немного затронули тему жизненной стратегии творческой личности (ЖСТЛ), хотя изначально туда погружаться не планировали… Но как-то само по себе изучение ТРИЗ «толкает» в направлении ЖСТЛ и ТРТЛ (теория развития творческой личности). Интересная получилась дискуссия 🙂 
На следующей неделе — защита проектов. Успехов в практическом применении ТРИЗ!

 

 © Антон Кожемяко.